«РЕВИЗОР. ПОСЛЕ КОМЕДИИ. ОПЕРА»
премьера - 7 ноября 2006 годаКомпозитор: Роман Б. Львович
Авторы либретто: Игорь Цунский, Ирина Лычагина
Дирижер: Вольф Горелик, народный артист России
Режиссер: Ирина Лычагина
Художник: Карина Автандилова
Хормейстер: Александр Рыбнов
В спектакле участвуют солисты Московского Академического Музыкального
театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, лауреаты
международных и всероссийских конкурсов Анастасия Бакастова, Татьяна
Фильчакова, Денис Макаров, Дмитрий Ульянов, Наталья Владимирская, Сергей
Балашов, Ирина Ващенко, Чингис Аюшев, артисты хора МАМТ им.
Станиславского и Немировича-Данченко.
Современная опера – крайне редкое явление на профессиональной
московской сцене. Государственный театр Наций и Комитет по культуре
г.Москвы представляют премьеру камерной одноактной оперы «РЕВИЗОР. ПОСЛЕ
КОМЕДИИ» по мотивам комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Опера была написана
молодым московским композитором Романом Львовичем в 2005 году и
представлена на конкурс Мариинского театра (председатель жюри – Валерий
Гергиев), где была отмечена Поощрительной премией за оригинальность идеи
и новаторство музыкальной формы. В 2006 году проект театра Наций и
Р.Львовича выиграл грант конкурса «Открытая сцена» Комитета по культуре
г.Москвы. Премьера запланирована на 7 ноября 2006 года, в преддверии
200-летия со дня рождения Н.В.Гоголя, после чего спектакль войдет в
репертуар театра.
Гоголевская комедия послужила отправной точкой, и хотя в либретто
используется текст великого писателя, все события происходят после
финала комедии «Ревизор». Главное действующее лицо – дочь Городничего
Марья Антоновна. После отъезда Хлестакова и «немой сцены» несостоявшейся
женитьбы, реальность и сны, явь и мечты в ее сознании смешиваются,
меняются местами, искажаются. Ситуация «после комедии» - и есть главный
предмет исследования авторов нового оперного сочинения.
Театр Наций, для которого нынешний сезон – двадцатый, осуществил
огромное количество различных по масштабу и творческому характеру акций,
представляя столичному зрителю лучшие образцы мирового искусства и
работы молодых художников театра - как российских, так и зарубежных. На
его афишах – спектакли режиссёров Роберта Стуруа, Льва Додина, Питера
Брука, Эймунтаса Някрошюса, Андрея Тарковского, хореографа Бориса
Эйфмана, композитора Родиона Щедрина, актерские моноспектакли Анни
Жирардо, Сергея Юрского, Александра Филиппенко, шоу японских
барабанщиков, сотрудничество с фестивалем «Окно в Нидерланды»,
Ибсеновским театральным фестивалем, международные оперные фестивали и
фестивали современного танца, программы «Национальное достояние России»
и «Театральный город»...
Тема, выбранная авторами оперы, на редкость своевременна и актуальна для
сегодняшнего театра. С момента написания Гоголем «Ревизора» рождено
великое множество самых разных его интерпретаций. Но все они в основном
строились на каноническом авторском тексте. Либреттисты И.Лычагина и
И.Цунский предлагают фантазию, своеобразное развитие мотивов бессмертной
комедии Гоголя: воспоминания о происшедшем в городе N. событии от лица
Марьи Антоновны, которая, намеренно забыв о разоблачающем письме
Хлестакова, ждёт его возвращения, связывая с этим свои надежды и мечты.
И по-другому жить уже не может. Помимо личных проблем героини - молодой
барышни из уездного городка России XIX века, авторов интересует и
другая, может быть, более глубокая и современная проблема: распад
сознания человека, который сформировался в одной - чёткой и гармоничной
системе ценностей, но которого внезапно заставляют жить по правилам,
никак не совместимым с воспитанными в нем представлениями о
мироустройстве. Почти каждый из нас так или иначе ощущает на себе
подобную проблему, и каждый решает её по-своему: кто-то перестраивается
на новый лад быстрее и легче, кто-то замыкается, уходит в себя, а
кто-то опускает руки или просто сходит с ума, спивается, кончает жизнь
самоубийством... Героиня оперы проходит свой напряжённый путь, пытаясь
понять, что происходит вокруг нее, и при этом не потерять себя.
По мнению маэстро Валерия Гергиева, своим неожиданным замыслом опера
«РЕВИЗОР. ПОСЛЕ КОМЕДИИ» должна привлечь интерес молодых зрителей к
искусству музыкального театра. А известный композитор Геннадий Гладков
считает, что «эта опера написана с поистине «моцартовской легкостью»,
драма и лирика органично чередуются с комическими сценами». |