|
«Вечерний Челябинск» 18 октября 2001 годаПремьераВ НХТ зажгли сто свечейЗа один месяц Игорь Цунский сделал спектакль по пьесе, которой нет
Я не видел ни одной репетиции, ни одного прогона — пришел сразу на премьеру. Если честно — боялся, — признался директор Нового Художественного театра Олег Корнилов. — Уж очень рискованной была идея. Мы никогда не делали ничего подобного. «Сто свечей» — так называется спектакль, поставленный на сцене НХТ столичным режиссером Игорем Цунским в соавторстве с художником Борисом Былевым. Собственно, авторами этого театрального действа можно считать и самих актеров, поскольку у них не было даже текста ролей. Дело в том, что пьесы как таковой не существует в природе. Сначала был рассказ Альбера Невиля, найденный режиссером в Интернете. Рассказ о пожилом человеке, который вспоминает свою любимую. Любимая как раз в этот день отмечает свой столетний юбилей, а он так и не решился прийти и поздравить ее. Из этой романтичной французской новеллы, а также из истоптанного мировой драматургией сюжета о трех одиночествах бабушка — дочь — внучка под одной крышей, из магии круглой даты «СТО», из воспоминаний и обрывков прочитанных пьес, из философских мучений по поводу конфликта человека со своим временем соткали все вместе никем никогда не написанную пьесу под названием "Сто свечей». На сцене НХТ — четыре женщины (коль старшей — сто лет, стало быть, есть и правнучка). Мужчин нет, мужчин в этом доме называют как в животноводстве быков — "производитель". Четыре мучающих друг друга несчастных одиночества собираются отмечать юбилей старшей. В пустом доме, который вот-вот снесут, в котором уже не осталось мебели (прабабушка проиграла на скачках), они создают торжественную псевдороскошь из ярких тряпочек и заимствованных статуэточек. Они накрывают на стол. Они ждут гостей. Они расставляют рядом с тарелками карточки: "Антуан», «Тото», «Жером»... Столетняя Марлен (Лилия Корнилова), котрую домашние зовут Малу, из сгорбленного брюзжащего существа преображается в великолепную мадам, к негнущимся ногам которой должны безусловно припасть все эти Антуаны и Тото. Но никто не приходит. Два действия так и длятся в ожидании праздника. Спектакль рождался из актерских этюдов. Актрисы фантазировали своих героинь с чистого листа. Характер, судьба, внутренний мир, отношения между собой — все это придумывалось прямо на репетициях. Так родились: попрыгунья-стрекоза младшая Флоранс (Оксана Юсупова), ее мама — в броне одиночества увядающая Эдит (Татьяна Каравайцева), бабушка — закомплексованная зануда Мирей (заслуженная артистка России Лариса Бадулина) и, разумеется, прародитель семейства — великая старуха Малу, затмевающая остальных решительно и без церемоний. Игорь Цунский так обозначает жанр постановки: театральные импровизации. — Мы не стремились к оригинальности сюжетной, — говорит он. — Бытовая драма, семейный конфликт — об этом написаны десятки классических пьес. Сквозная тема здесь; и вообще в нашем творчестве вот уже много лет, — отношения человека со своим временем. Каков человек — таким будет и его время. Через все спектакли у нас эта мысль тянется («Проба на роль великой актрисы», «Абрикосовый рай»). Время не такой уж объективный фактор. Для каждого оно течет по-своему. — «Ты, моё время, пришло», — не случайна эта финальная фраза Малу, — поддерживает режиссера художник Борис Былев. Малу, или по выражению Флоранс, «столетник», прообразом которой послужила не кто-нибудь, а Марлен Дитрих, безусловно, ось спектакля. Торжествующая женщина, отвергающая возраст и условности, чтобы жить. Она перечисляет своих мужчин, она помнит свои платья и предательства, она пьет шампанское и курит сигареты, и в ответ на реплику правнучки: «Малу, ты супер!» — она бросает: «Я знаю!». — Мы хотели, чтобы человеку захотелось жить, когда он выйдет из театра, — рассказывает Цунский. — Чтобы он задумался: а вдруг его настоящее время уже в прошлом? Чтобы даже пожилые зрители почувствовали: ничего не потеряно, и в сто лет можно яростно и активно жить. ...Она задула сто свечей на своем торте. И ушла сквозь зал к своим Антуанам и Тото. Актриса Лилия Корнилова шла, едва не спотыкаясь о стулья, загромоздившие проход: премьера собрала примерно на сто человек больше, чем мог вместить зал НХТ. — До сих: пор не могу поверить, что это получилось, — признался режиссер. — Я удивляюсь, почему зрителям нравится... Этот спектакль создатели посвятила своей учительнице, бессменному режиссеру народного театра-студии «У паровоза» Зое Арсеньевне Александровой. И Лилия, и Олег Корниловы, и Игорь Цунский вылетели из ее гнезда. Зал аплодировал стоя.
Лана ЛИТВЕР |
Send mail to
igortsunja@mtu-net.ru with
questions or comments about this web site.
|