Час открытых сердец
Что такое
Рождество? Как надо отмечать этот позабытый, а потому довольно таинственный
праздник? Что это, еще одно новогоднее застолье? Или еще один детский утренник
со спектаклем? Студенты академии культуры и Новый Художественный театр сумели
убедить своих зрителей совсем в другом...
Сказку "Кто боится Рождества?" смотрели затаив дыхание и
полуторагодовалые малыши, и их родители, и люди пожилые. Вроде бы совсем
незатейливая история о подземных жителях с несерьезными какими-то именами:
Фуфындр и Шкрямба. Ну, жили они в своей пещерке, следя за упрятанным в заточение
злым волшебником Вулканычем. На зиму спать ложились и ни о каком Рождестве и не
слыхали. Посчитал это Дед Мороз несправедливым и решил подземных жителей
разбудить. Пускай и они тоже Рождество встретят.
Было от чего испугаться подземным жителям. Что это за Рождество такое
непонятное и как надо к нему готовиться? И зрители тоже начали гадать: отчего
поднялась вся эта суматоха? Огромный и непознанный мир вторгается в маленькую и,
как казалось, безопасную пещерку.
Замысел этого особенного спектакля, притчи, которую поставил режиссер Олег
Евдак, становится понятен не сразу. Тайна превращается в таинство постепенно,
так же, как один за другим появляются на сцене все сопутствующие Рождеству
предметы: наряженная елка, торт, подарки. И все персонажи постоянно повторяют
ключевые фразы этой пьесы: "Я устал бояться!", "Где тут вход и где выход?" и
третью, самую потрясающую: "Я не хочу умереть без имени".
Конечно, дети и многие взрослые постигали таинства этого спектакля не
разумом, а сердцем. Страх, который преследует в наше время каждого, убивает и
силы, и желание жить. "Уж лучше погибнуть, чем все время бояться", - кричит
Фуфындр, открывая дверь, за которой заперт безжалостный Вулканыч. - Пускай все
сгорит, но я устал и больше не хочу бояться". Это, пожалуй, самый драматический
момент спектакля. Однако спасает от страха не смерть, а доброта и любовь.
Смешные и милые зверята, что невзначай сваливаются в пещерку из большого мира,
вызывают добрые улыбки зрителей, а Кикимора Первой Категории - даже
аплодисменты. Они-то и освобождают от страха подземных жителей, растерявшихся от
вторжения в их жизнь чего-то большого и не совсем понятного, но, как оказалось,
очень светлого и счастливого.
А когда уходит страх, открывается душа для добра и любви и можно начать жить
в полном смысле этого слова. И тогда выход из своей маленькой пещерки в большой
мир, где сияют звезды, уже не станет таким непреодолимым. И захочется делать
самым близким подарки, изготовленные собственными руками. Даже отдать для
рождественского пирога запасы на всю зиму, как это делает Бельчонок С Пушистым
Хвостом. Украсить елку камнями самоцветными да золотом. И подарить что-то
хорошее всем-всем. А самый удивительный, самый главный подарок достался, конечно
же, мышке, которую отныне все стали звать Бусинкой. Ведь в самом деле, нельзя же
умереть без имени, нельзя всю жизнь быть незаметным и безликим. Вспомнил свое
имя и бельчонок, которого, оказывается, зовут Пушок. И от этого великого
таинства дарения и обретения имен преображается и крохотная пещерка, и весь
огромный мир, над которым воссияла звезда Рождества.
"Я не знаю, что со мной происходит! Но я хочу тебе сказать: ты самая лучшая
Шкрямба на свете!" - "Фуфындрик, миленький! Я никогда тебе этого не говорила, но
я без тебя жить не могу!". Они признаются в любви, глядя куда-то в огромное
звездное небо. Словно обращаясь и к Тому, кто родился в этот день много-много
лет назад, чтобы принести счастье всем в этом мире. Так спектакль подходит к
своему удивительно светлому, радостному финалу. И не случайно поднимается на
сцену Дед Мороз, чтобы рассказать о рождении Спасителя, о победе света над
тьмой. И звучит радостный и торжественный Рождественский гимн.
У многих выходивших из зала блестели слезы. Многие взрослые зрители говорили
потом, что раньше им не доводилось видеть такой светлый, добрый и удивительно
чистый спектакль. Побывавшие на представлении священнослужители также одобрили
его.
Поистине удивительны те подмостки, что называются сценой. Они могут стать и
ступенью к храму. Очень радостно, что появляются такие возвышающие, очищающие
душу спектакли. Что есть режиссеры, которым дано хотя бы на час превратить жизнь
в прекрасную сказку. Что есть талантливые актеры, очень молодые, а значит,
впереди у них еще много возможностей подарить счастье своим зрителям. Что
случаются еще в нашей жизни пронзительно-радостные мгновения, когда в конце
спектакля актеры просто спускаются в зал, чтобы обнять, поцеловать зрителей.
Вы часто смотрите на небо? Приходилось ли вам увидеть там прекрасную,
величественную звезду Рождества? Готовы ли вы принять этот подарок всем сердцем,
чтобы навсегда укротить в себе злого волшебника Вулканыча?
Андрей СЕРЕДА
Размещено на сервере
http://www.chelpress.ru/
18 января 2002