Чистые воды «Ламбушки»
Карелия и Южный Урал удивительно похожи. «Неровный»,
удивительно разнообразный ландшафт: поросшие лесами горы и овраги, холмы и
пригорки, невероятное количество речушек и озер с чистой прозрачной водой. Их-то
и называют в Карелии «ламбушками». Отсюда родилось это ласковое название
Международного фестиваля камерных спектаклей, который проходил в третий раз в
столице Карелии городе Петрозаводске с 11 по 18 сентября. И хотя Челябинск и
Петрозаводск по количеству населения сильно отличаются друг от друга, они могут
считаться достойными партнерами по количеству (и качеству!) театров. Я был очень
рад, что столицу Южного Урала в столице Карелии представлял Новый Художественный
театр с нашим общим детищем – спектаклем «Проба на роль Великой актрисы» по
пьесе Эдварда Радзинского «Старая актриса на роль жены Достоевского».
Оргкомитет фестиваля во главе с председателем – народной артисткой России и
Карелии, Секретарем СТД РФ, Председателем СТД РК и общепризнанной «мамой
Ламбушки» Живых Людмилой Филипповной и директором фестиваля – заместителем
Председателя СТД РК Шумским Алексеем Тадеушевичем, отсмотрев множество
спектаклей и горы видеоматериалов, включили в афишу 24 названия. Кроме своих,
родных: Национального театра Республики Карелия, Молодежного Театра «Творческая
мастерская», Музыкального и Русского театра драмы, Театра Драматурга и других, в
фестивале участвовали гости из Санкт-Петербурга, Самары, Ярославля,
Екатеринбурга, Челябинска, Вологды, Нерюнгри, Соснового Бора, Пскова, а также
Эстонии и Швеции. Должны были, но не смогли приехать по различным причинам
театры из Москвы и Румынии. Согласитесь, что такая география впечатляет!
Каков же был основной «официальный» критерий отбора? С удивлением мы узнали,
что он был «арифметический»: в спектакле должно участвовать не более 5 человек.
Все-таки, надеемся, не только этим руководствовались члены оргкомитета, когда
приглашали театр «Лаборатория драматического искусства» им. М. Чехова из
Екатеринбурга с его «Комедией в жанре смерти. \Дядя Ваня\.» Или ТЮЗ им. А.А.
Брянцева со спектаклем «Тяжелая трава». Камерный спектакль предполагает особое
качество общения между зрителем и актером, диалог душ и сердец, особую
энергетику пространства «зал-сцена», а в этих спектаклях даже элементарный
контакт между актерами и зрителями то и дело исчезал. Как потом пожаловалась
одна из организаторов фестиваля: «Видео так часто обманывает! Но ведь невозможно
посмотреть все живьем!» Бесспорно, живой спектакль и видеозапись – две разные
вещи, но нужно же как-то определить эту загадочную «камерность»?
Может быть, авторитетное жюри фестиваля во главе с московским критиком
Рыбаковым Юрием Сергеевичем в процессе обсуждения выработает некие критерии
оценки спектаклей? Ведь Гран-при и первых мест никому не присуждается, каждый
спектакль получает диплом участника, тем более нужен объективный и
квалифицированный анализ. С наивным трепетом я пришел на первое обсуждение. Его
не было. Были монологи критиков, которые разочаровали, пожалуй, всех, кто пришел
в уютную гостиную «Дома Актера». Отсутствие каких-либо четких критериев, кроме
обычного «нравится - не нравится», обтекаемые и потому бессмысленные
формулировки вроде: «Не четко определен жанр». И это в эпоху постмодернизма с
его играми со стилями и жанрами!
По-видимому, это всеобщая беда нашей театральной критики. Отсутствие
современной профессиональной базы и, как следствие этого, вкусовщина. В лучшем
случае, критик выступает в качестве «профессионального зрителя», но не
исследователя, не аналитика, даже не журналиста. В результате экспериментальный,
может быть, во многом неудачный, но интересный по своей направленности спектакль
эстонского театра “ART-PARADISE” “Dreams”, где была попытка осуществить синтез
восточной поэзии и европейского танца «модерн», возникающего на глазах зрителя
рисунка тушью на белом полотне ширм и фольклорных традиций Эстонии, - был походя
отброшен за рамки фестиваля фразой “Это не театр, это дизайн”. Тогда что же это
такое – ТЕАТР?
В результате некомпетентности жюри произошло некое смещение критериев.
Непременные условия актерского профессионализма, такие как органика, умение
слышать, видеть и двигаться на сцене, ансамблевость уже преподносились не как
обычное, обязательное, само собой разумеющееся, но уже как некое достижение.
Крепко, профессионально и эффектно сделанная роль Эдгара (засл. артист России
Петр Микшиев) из спектакля Национального театра Республики Карелия «Играем
Стринберга» объявлялась чуть ли не чудом, открытием. А вот не менее
профессионально сделанная роль его жены Алисы (засл. артистка Карелии Лидия
Сюкияйнен), но более глубоко, акварельно, а потому менее эффектно прожитая
актрисой на фоне партнера, осталась недооценённой критиками, но не зрителями.
Зритель очень часто оказывался в своих оценках точнее, умнее и тоньше жюри.
Самарский Академический театр драмы им. Горького спектаклем «Старосветская
любовь» по повести Гоголя восхитил высокое жюри и усыпил зрителя. Вымученная
многозначительность, отсутствие какой-либо одухотворенности в игре актеров и
режиссерских «штучках», явная пустота в глазах, словах, движениях… Что так
понравилось критикам в этом спектакле, для меня осталось загадкой, так же
остались загадкой бесконечные наивные, но верные по существу вопросы зрителей: «
Что означают эти странные телодвижения?» «А почему едят на шлагбауме?» «А что
значат эти огромные висящие палки?» «А зачем всё время двигают буфет?» и т.д.
Не меньшее количество вопросов вызвал спектакль теперешнего главного
режиссёра Музыкального и Русского театра Драмы Республики Карелия Игоря Ларина
«Чайка» по пьесе драматурга Игоря Ларина, скроенной из отрывков текста пьесы
А.П.Чехова. Этот моноспектакль представлял театр «Монплезир» из
Санкт-Петербурга. Почему я называю «Чайку» моноспектаклем актера Игоря Ларина,
хотя в нем играет народная артистка России Галина Карелина? Потому что в
театральном тексте постановщика спектакля Игоря Ларина она является лишь
декоративным фоном, который должен подчеркнуть молодость, элегантность, силу,
оригинальность, неповторимость автора спектакля - Игоря Ларина. Жюри высоко
оценило его актерское и режиссерское мастерство. Видимо, в «Ламбушке» были
сильные подводные течения, незаметные неискушенному наблюдателю…
Но Бог с ними, с критиками! Главный критик в театре - зритель. В
Петрозаводске действительно очень хороший, умный, чуткий, подкованный и
поднаторевший театральный зритель. Залы были полны, несмотря на то, что в день
было по три, а иногда и по четыре спектакля. Я вместе со всеми плакал на
«Княжнах» Мишарина – спектакле Молодежного театра «Театральная мастерская».
Народная артистка России и Карелии Живых Людмила Филипповна и ее партнерша и
режиссер спектакля заслуженная артистка России и Карелии Елена Бычкова заставили
забыть мелкие недочеты режиссуры и изъяны пьесы. Зрители полюбили их героинь,
живых и страдающих, любящих и ненавидящих. Наши сердца бились в такт, души
общались без слов. Один из тех редких спектаклей, который не хочется
анализировать, а хочется окунуться в его воды ещё раз. Я был бы очень рад, если
бы «Творческая мастерская» посетила Челябинск, я видел спектакли этого театра на
его гастролях в Москве, и я могу засвидетельствовать: это надо видеть!
Согрел душу зрителя и скромный спектакль «Мимолётное видение» по прозе
Шергина из Ярославля. Очень жалею, что именно этот спектакль я не мог
посмотреть, так как наш спектакль игрался в этот же день, в день закрытия
фестиваля. Но молва донесла: «Душевно!»
Вообще-то, всем спектаклям, завершавшим фестиваль, не повезло. Или повезло?
Это как посмотреть. Жюри о них даже не вспомнило, ограничившись в разборе фразой
типа «Точно найденная интонация», как в случае с Ярославлем.
Но отнюдь не это было главным в течении фестивальных спектаклей. Сейчас,
спустя месяц, начинаешь более ясно понимать, что зыбкая рябь на воде не
определяет чистоты самой воды. «Ламбушка» дала различным театрам возможность
встретиться, увидеть друг друга, сравнить результаты поисков, да и просто
пообщаться людям, больным самой неизлечимой болезнью в мире под таинственным
названием «ТЕАТР». Ночь под проливным дождем у костров «Калакунды» с ее ухой и
отчаянным пением без страха потерять голос перед завтрашним спектаклем (и ведь
никто не потерял!) дала, может быть, больший заряд оптимизма, чем самый
хвалебный отзыв самого именитого специалиста. На короткое мгновение все: актеры,
режиссеры, критики, пресса, просто случайные гости, забредшие на огонек в Дом
Актера, - все почувствовали себя членами великого братства театральных
подмостков.
К сожалению, в настоящее время в каждом городе нашей по-прежнему бескрайней
страны театры чувствуют себя отрезанными от театрального процесса даже не только
в стране, но и в области. Выехать на гастроли – экстраординарное событие!
Посему, как бы ни был чист родник, питающий творческий коллектив, опасность
превратиться в болотце с застоявшейся тухлой, но такой привычной водицей весьма
велика. «Ламбушка» создала новые связи, которые, как сеть маленьких ручейков и
речушек, помогает освежить представления о том, что возможно и что невозможно в
театре. И чаще всего убеждаешься, что невозможного в театре не существует.
Жажда общения была такова, что любое мгновение фестиваля, свободное от
просмотров (как же их было мало!): переход из театра в театр, короткие перекуры
после обедов, вечерние посиделки в Доме Актера, - превращалось в диспут,
братание, обмен информацией, пьесами, адресами, идеями. И все на бегу, взахлеб!
В театре всегда так: ну еще бы денек, часок, минутка – и мы бы успели, доделали,
договорили! Под ровной гладью «Ламбушки» скрывались такие водовороты и омуты… Но
даже утонуть в ее водах казалось счастьем.
Не удивительно, что и природа Карелии благоволила к маленькой, но очень
сплоченной команде из Челябинска. В плотном графике просмотра фестивальных
спектаклей оргкомитет нашел возможность организовать поездку в Кижи. Именно в
этот день солнце впервые разогнало плотную пелену дождевых туч, а сам остров
встретил нас невероятной красоты двойной радугой над главным храмом заповедника.
«Это добрый знак!» – сказал я нашим актерам, - и был прав! Кое-кто из актеров
даже упал на зеленую по-весеннему траву, чтобы набраться сил от святой земли. И
в день нашего выступления на небе до самого вечера не было ни единого облачка,
как будто лето вновь вступило в свои права, хотя до этого несколько дней подряд
лил противный осенний дождь.
Так же с лихвой утешил и порадовал меня зрительский успех «Пробы на роль
Великой актрисы». И хотя сценическое пространство Дома офицеров было абсолютно
не приспособлено к показу столь технически сложного спектакля, администрация
фестиваля и коллеги из многих Петрозаводских театров сделали всё возможное и
даже невозможное, отрывая от себя (иногда буквально), световую и звуковую
аппаратуру, пульты, микшеры и прочую необходимую технику. В результате зритель
увидел полноценный спектакль, а актеры Лилия Корнилова и Александр Рубцов
надолго запомнят слёзы благодарных зрителей. Слова: «Высокий класс актерской
игры» из уст председателя жюри Рыбакова совпал с мнением коллег по актерскому
цеху.
Теплый домашний прием, забота, которой мы были окружены с первого до
последнего дня фестиваля, прекрасная организация (в один день до 4 спектаклей –
это ухитриться надо!), горячее участие и помощь коллег оставили неизгладимые
впечатления от фестиваля камерных спектаклей в Петрозаводске. «Ламбушка»
оказалась действительно удивительно красивым и глубоким озером с чистой
родниковой водой. В его воды хочется окунуться вновь и вновь, бросаясь в самые
опасные водовороты и нежась на солнечных отмелях. И если фестиваль действительно
станет ежегодным, то все, кто хоть однажды посетил его берега, устроят
организаторам самую бурную и продолжительную овацию, которую только знал Театр.
ЦУНСКИЙ Игорь