Дoмoй Bвepx Creative Centre O6pamнaя cвязь Карта сайта Пouck

Обломов родился

Дoмoй
Bвepx

"Обломов" у него родился... на перекрестке


    Вот уже третью премьеру показал в этом сезоне Новый Художественный театр. И режиссером всех этих спектаклей является давний его друг москвич Игорь Цунский, которого называют в театре главным не случайно. Начиная с первых шагов НХТ он со своим единомышленником, московским  художником Борисом Былевым, помогает театру творчески расти. Челябинские зрители наверняка запомнили их спектакли: "Проба на роль Великой актрисы", "Абрикосовый рай", "Просто показалось", "Совиновники". И в этом сезоне один за другим - "Уик-энд с "Ревизором", "Сто свечей", "Другая жизнь Обломова". Такие разные спектакли пробуждают вполне естественный интерес к постановщику.

- В жизни человека очень важно найти свое дело, и вы, Игорь Владимирович, его, как мне кажется, нашли...

- Это сложный вопрос. Когда хорошо получается, тогда кажется, что нашел. Когда плохо - тогда не нашел. Во всяком случае, у меня есть ощущение, что я занимаюсь тем, чем мне интересно заниматься.

- Сразу выбрали для себя эту стезю?

- Нет, вначале я думал, что буду великим биологом, хотел поступать на биологический. Не получилось, стал поступать на химию, решил заниматься биохимией. Закончил с красным дипломом, научные работы писал. Потом вдруг понял, что это никому не нужно. Для того чтобы мои изобретения протолкнуть, полжизни уйдет. А будет ли от этого кому-то лучше, неизвестно. Параллельно с этим занимался самодеятельностью. Поставил свой первый спектакль, и день защиты диплома совпал с его премьерой - "Люди, звери и бананы" Аллы Соколовой в театре-студии. И когда я увидел, с какими лицами выходят зрители после спектакля, понял: вот что людям нужно! Тогда театр и победил. До него же еще думал, что буду великим поэтом, писателем и прочее. То есть там много чего было. Но понял, что литература - это только подсобный материал для театра.

- Чтобы ставить спектакли, нужно учиться?

- Нужно, и в институте. Институт возник из необходимости бумажки. Думаю, в нашей стране с дипломом все-таки легче, чем без диплома. Долго думал, у кого учиться, перебрал массу педагогов. Я поступал сразу в два института - ЛГИТМиК и ГИТИС, сдавал экзамены в Ленинграде, а потом ехал в Москву. В результате я поступил везде и долго думал, куда же отдать документы, у меня их было два экземпляра. Потом, когда узнал, что в Ленинградском институте театра, музыки и кино преподавать будет человек, который в своей жизни не поставил ни одного спектакля, хоть и ученица Товстоногова, решил остановиться на Москве. А в Москве Борис Голубовский - человек-практик, работает в театре. Есть возможность реально что-то пощупать руками. Но тут не повезло: он сразу из театра ушел и оказался не таким великим педагогом, как мне хотелось бы. Но я очень многому у него научился... Хотя бы тому, как не надо ставить спектакли.

- Отрицательный результат - тоже результат.

- Тоже опыт. Мы на курсе учились в основном друг у друга. Потому что многие были уже с большим театральным опытом. Причем у нас на курсе было девять иностранцев, большинство из стран Латинской Америки: Колумбии, Эквадора, Никарагуа, Кубы, Шри-Ланки, Сирии, Йемена - тоже с достаточно большой театральной практикой. Один, например, занимался десять лет у Мацкявичюса в театре пластической драмы. И фактически пантомиме мы все учились у него, а не в ГИТИСе, где эта да и другие дисциплины преподавались на самодеятельном уровне. Был еще один педагог, Карпов, очень хороший, но он мало у нас работал, вскоре уехал преподавать в Египет, потом в Англию. Сейчас с нашего курса, насколько я знаю, активно работает в режиссуре Анатолий Бейрак. Он в Ярославском драмтеатре.

- Сколько уже лет вы занимаетесь режиссурой?

- Если считать с первого спектакля - получается лет двадцать. Это уже сорок спектаклей. Причем были среди них и музыкальные театрализованные шоу, и кукольные спектакли. В это число не входит множество массовых зрелищных представлений, над которыми работал.

- Вы тиражировали один и тот же свой спектакль? И как вообще к этому относитесь?

- Тиражирование - это нормально. Если ты ставишь этот спектакль в другом театре, то получается абсолютно другой спектакль. У нас не было того, чтобы мы повторяли костюмы, декорации - и решение спектакля абсолютно менялось. Скажем, в Челябинске ставил детский спектакль "День рождения" по сказкам Биссета. Потом я его поставил в Москве. Это были абсолютно разные постановки, потому что строились они на импровизационной игре актеров, а другие актеры - это уже другой спектакль. Даже "Мастерская глупостей", когда мы спектакль этот возобновляли, с другими декорациями, костюмами, актерами стала другим спектаклем. Хотя, если честно, тот, старый, мне нравился больше.

- При постановке спектакля что для вас главное: выразить свои мысли или доставить удовольствие зрителям?

- Главное - автор, драматург. Актеры должны опираться на качественную драматургию, качественный литературный текст. Поэтому я очень редко иду на изменение текста автора, пытаюсь до конца работать с ним. Не всегда, правда, получается. Например, "Старую актрису" мы перелопатили очень сильно, но Эдвард Радзинский, как ни странно, с огромной радостью согласился на все наши изменения, которые мы произвели в "Пробе на роль Великой актрисы".

- Как приходит решение спектакля?

- Это загадка. Никто не знает, как это происходит. Например, у меня "Актриса..." родилась совершенно случайно из музыки, которую написала Маргарита Зеленая безотносительно к этому спектаклю. Я ее услышал, и вдруг она камертоном легла на тексты и Достоевского, и Радзинского, и от музыки пришло решение. А иногда оно рождается совершенно хладнокровно, из структурного анализа.

- А решение вашего "Обломова"?

- Решение "Другой жизни Обломова" возникло как-то само. Ниоткуда. Могу только назвать место. Оно родилось на светофорном перекрестке на улице Свободы. Мы стояли, и я просто сказал художнику Былеву: "Боря, я все понял: действие должно происходить под столом". Просто я вспомнил, как маленьким сидел под столом и какие мысли меня посещали: вокруг все очень страшное, а тут все хорошо и спокойно. Вот кто-то страшный ходит по комнате, какое-то неведомое зло, я сижу, меня отделяет только скатерть от этого зла, но я себя чувствую защищенным. А так как в пьесе Михаила Угарова, как и в самом романе Гончарова, много апелляций к детским воспоминаниям, то, видимо, они и совпали с моими воспоминаниями. Это был такой спонтанный выплеск.

- Есть ли у вас спектакль, который рождался мучительно?

- Это "Осенняя красавица". Самый мучительный спектакль. Он получился довольно странный, взрослые его воспринимали как детский спектакль, а детям он совершенно непонятен, потому что создавался для взрослых. Актеры хотели сделать актерский спектакль, без сценографических и режиссерских костылей. И не получилось. Пришлось срочно эти костыли изобретать. В результате, когда они изобрелись, вроде бы что-то вышло. Но для поэтического спектакля он сложный. У него свои закономерности, и наши зрители к таким спектаклям просто не приучены.

- А по какому автору хотелось бы поставить спектакль?

- Таких авторов много. Давным-давно Цветаева сидит в голове. У меня уже есть отличное решение "Вакха", но я не могу его просто поставить, он невыполним в данном театре. Он выполним, но с очень большими затратами. Чтобы актеры могли играть поэтический текст Цветаевой, нужно года три с ними элементарно заниматься техникой речи.

- За двадцатилетнюю режиссерскую жизнь много было у вас неудачных спектаклей?

- Вроде бы нет. Вот актерские неудачи были. До сих пор тяжело вспоминать, как сам играл. Но тогда я еще не мог сам себя режиссировать. Очень больной след оставил в душе спектакль "Взятие Бастилии", который просто не вышел. Мы дошли уже до генеральной, хотя все, кто его успел посмотреть на генеральной, сказали, что спектакль получился. Но у нас не хватило сил бороться со всеми внешними и внутренними неурядицами. Чужая труппа, чужой театр, драматург Мария Арбатова, которая неожиданно отступилась. Как верно тогда кто-то сказал: "Нельзя творить на глазах у недругов". И работать тоже нужно с друзьями, единомышленниками, их я и нашел в Челябинском НХТ.

Беседовала Татьяна МАЧУЛЬСКАЯ

Размещено на сервере  http://www.chelpress.ru/  20 декабря 2001


 

 

Дoмoй ] Bвepx ] Hoвocmu ] "БИЦ" ] Вернисаж ] Спектакли ] Поэзия ] Наши друзья ] Драматургия ]

Send mail to igortsunja@mtu-net.ru with questions or comments about this web site.
Copyright © 2002 Творческий Центр "БИЦ"
Last modified: 03/26/07
Сайт управляется системой uCoz