Дoмoй Bвepx Creative Centre O6pamнaя cвязь Карта сайта Пouck

Абсурд политики

Дoмoй
Bвepx


 Газета «Лидер»  2-8 декабря 2002г. г. Челябинск

АБСУРД ПОЛИТИКИ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ

Удачи и промахи «Грустного лица»

    Отдавая дань театральной моде, Челябинский Новый Художественный Театр решил побаловать зрителей драматургией абсурда, предложив на суд зрителей «Грустное лицо» русского англичанина Виктора Собчака, в постановке режиссера Игоря Цунского.

    Еще за день до премьеры спектакль носил рабочее название «Актеры и Клоуны» и должен был быть в два раза длиннее по времени, объединив в одной «упаковке» две пьесы британца. На предпремьерном внутритеатральном прогоне «Паук в гробу» был признан неудачным, и «положен на полку». Бывают в театрах и такие неожиданные метаморфозы. Вопреки мнению части зрителей, «абсурд» играть намного сложнее, чем обычную, реалистическую драматургию. Создать вымышленный мир понятий, ценностей и прожить в нем с учетом его условностей убедительно и интересно для зрителя, задача не простая и для актеров, и для режиссера.

    «Грустное лицо» оставило очень неоднозначное впечатление. Похоже, спектакль ждет непростая сценическая судьба, далеко не каждый зритель испытает чувство душевного удовлетворения после его просмотра.

    Зритель многолик, спектр его вкусов и привязанностей необычайно широк, и наверняка «Грустное лицо» найдет свою благодарную аудиторию. Я же постараюсь порассуждать о том, почему у меня спектакль оставил чувство неудовлетворенности.

    К плюсам можно отнести работу художника Бориса Былева. Выхваченные острыми лучами света руки в белых перчатках, живущие как бы отдельно от своих хозяев, серых в своей типичности; белые лица-маски представителей власти, аппарата политического угнетения «маленького человека»; арестантские костюмы, которые сойдут и для «грустного» и для «веселого» режима, впечатляют. Однако использование лучей света на затемненной сцене подразумевают выверенность и аккуратность, а «промахи» в расстановке декораций и работе техников становятся сразу замены зрителю. «Абсурд» подразумевает необычность, непредсказуемость и динамику, при которой даже неизбежные повторы будут не скучны зрителю. В «Грустном лице» к середине спектакля интерес зрителя к происходящему на сцене постепенно ослабевает. Ключ здесь лежит в самой пьесе, недостаток динамичности в сюжете, фабулу которого можно передать парой-тройкой фраз.

    Отсидевший за «веселое лицо» при прошлом, коммунистическом режиме (негоже смеяться над недостатками) арестован за «грустное лицо» при новом, демократическом строе (чего грустить, когда все рады) и вынужден отбиваться от своих перекрасившихся и перестроившихся тюремщиков, требующих от него признания вины. Как вывод — любой режим подавляет личность, надежда на справедливость любой власти абсурдна.

    Налицо отсутствие динамики, принуждающее актеров искать дополнительные средства к поддержанию зрительского интереса.

    Тема спектакля Собчака была актуальна в послеперестроечные годы, когда она бы была свежа, актуальна, оригинальна и смела. Сейчас русское общество интересуют другие вопросы, перестройка ушла в прошлое, и политизация пьесы играет против ее восприятия. Игорь Красных в своем переложении «Эндшпиля» Беккета в студии «Манекена» добился, по-моему, большего эффекта, сделав аполитичный спектакль о тотальном человеческом одиночестве, в лицах абсурда. Игорь Цунский — в НХТ о тотальном одиночестве человека в мире абсурдной политики. Душа — вечна, политика — преходяща, ей свойственно устаревать, а с ней и замешанной на ее тесте пьесе. В этом так же я вижу истоки минусов «Грустного лица».

    В целом же от посещения спектакля я получил удовольствие. Очень хорош актер Виктор Тройников в роли заключенного Зеппа, своей пластикой по-хорошему напоминающий прибалтийских актеров в старых советских фильмах о сопротивлении в фашистских застенках западных диктатур. Его Зепп — индивидуален, интеллигентен, убедителен, по-человечески приятен, способен вызвать искреннюю симпатию. Труппа старательно выдерживает на сцене условную фабулу, говорить о грустном с веселыми лицами. Спектакль оригинален. Судить о нем вам, уважаемый зритель. Ведь сколько зрителей столько и мнений, а чем шире охват театром спектра жанров — тем интереснее и разнообразнее репертуар. Приятно, что в НХТ это прекрасно понимают.

Павел МИНАЕВ

 


For More Information Contact:

Творческий Центр "БИЦ"
Tel: 7-(095) - 2678323
FAX: 7-(095) - 2678323
Internet: tsunja@narod.ru

 

Дoмoй ] Bвepx ] Hoвocmu ] "БИЦ" ] Вернисаж ] Спектакли ] Поэзия ] Наши друзья ] Драматургия ]

Send mail to igortsunja@mtu-net.ru with questions or comments about this web site.
Copyright © 2002 Творческий Центр "БИЦ"
Last modified: 03/26/07
Сайт управляется системой uCoz